Мне недавно посчастливилось побывать в служебной командировке в колыбели отечественной космонавтики – городе Байконуре, находящемся в совместном содержании Российской Федерации и Республики Казахстан. Не будем вдаваться здесь в причины произошедших изменений, просто примем их как данность.
Казахстан встретил нас, прилетевших из самого сердца Сибири в середине ноября, по-летнему теплыми солнечными лучами, но пронизывающим холодным степным ветром. Грозные казахстанские пограничники неотрывно следили за соблюдением порядка в очереди на таможенный контроль. Сначала для меня это было немного необычно (привыкшему в последнее время к достаточно вежливому обращению сотрудников силовых структур на родине), но в течение командировки я убедился, что это суровая необходимость. Дело в том, что в последние годы в Казахстане резко усилилось влияние исламского радикализма, участились теракты, молодёжь напропалую вербуют в арабские наемнические лагеря, где учат "чистому" исламу.
Сам Байконур встретил меня небольшой песчаной бурей и верблюдами, мирно пасущимися в степи. В самом городе много законсервированных зданий: отключают коммуникации, замуровывают проёмы – пытаются сохранить то, что осталось после резкого оттока русского населения в 90-е годы. Не вычеркнешь из истории непродолжительный период среднеазиатского опьянения свободой. Я заострил внимание на консервации зданий неспроста, мне есть с чем сравнить. В своё время я работал на речном флоте и практику проходил на судах "Ленского Объединенного Речного Пароходства". Мне довелось побывать на Крайнем Севере, в устье р. Колымы, на побережье Восточно-Сибирского моря, где мы заходили в порт "Зеленый Мыс" и поселок Черский. Так вот, там брошенные дома, панельные 5-этажки просто выжигались. Так и встречали эти пустые бетонные коробки с выжженными глазницами окон изредка приходящие туда суда...
Цены на недвижимость в Байконуре низкие – пустующего фонда достаточно, а в магазинах вспоминаешь о не такой далёкой Родине: практически полное отсутствие местного товаропроизводителя, зато российского товара море, опять же с нашими ценами, которые на порядок выше всего остального Казахстана. Это обусловлено высокой заработной платой в Байконуре, практически все жители здесь – сотрудники либо ЦЭНКИ, либо ФКЦ "Космодром "Байконур". Законодательство в Казахстане довольно жёсткое. Для примера: за непредставление приоритета пешеходу на "зебре" – лишение водительских прав до 9 месяцев. Но эта видимая жёсткость с легкостью нивелируется сумасшедшим правовым нигилизмом и тотальной коррупцией, пронизавшей все области жизни простого казахстанца. Наши чиновники покажутся агнцами божьими и жуткими скромнягами по сравнению с тамошними кабинетными баями.
Но это остальной Казахстан – Байконур всё же больше Россия, где действует наше законодательство, улицы патрулируют командированные сотрудники ППС и ДПС, торговля ведётся только в рублях.
Отвлечемся от пасторальных казахских пейзажей. В своей статье я хотел рассказать и о цели своей командировки. Мне посчастливилось работать на самом передовом предприятии Роскосмоса – ОАО "Информационно-спутниковые системы" имени Академика Решетнёва, расположенного в городе Железногорске Красноярского края. ОАО "ИСС" (раньше НПО ПМ) – это колыбель отечественной спутниковой телекоммуникации и навигации, флагман развития отечественной непилотируемой космонавтики. Именно здесь куётся тот самый незаметный, но от этого не менее прочный и высокотехнологичный космический щит нашей Родины.
Работая слесарем-сборщиком летательных аппаратов, я попал в г. Байконур в служебную командировку для подготовки к запуску космического аппарата "ЭкспрессАМ-5" – новейшей разработки сибирских спутникостроителей. Это крупнейший и наиболее мощный аппарат, когда-либо созданный в России, а по количеству передающих стволов ему нет аналогов в мире. Благодаря ФЦП "Глонасс" и программе поддержки оборонно-промышленного комплекса, были в короткие сроки реконструированы производственные площади, закуплено новейшее, не имеющее аналогов оборудование и, что самое главное, сохранены традиции предприятия как в конструкторском бюро, так и на производстве.
За короткий промежуток времени (5-6 лет) было наверстано 20-летнее отставание в производстве, мы реально сравнялись в технологиях с Европой и стремимся догнать их в культуре производства. На орбите уже эксплуатируются современнейшие негерметичные "AMOS-5", "Ямал-300К", "ЛУЧ-5А" и "Луч-5Б", а на подходе ещё 6 "братьев". На предприятии уже открыты новые производственные площадки, цеха. Реконструируются устаревшие. Возводится новый, опять-таки не имеющий аналогов в стране и по многим показателям в мире, монтажно-испытательный комплекс – грандиозное и высокотехнологичное сооружение. В заключение хотелось бы поблагодарить тех, кто честно и добросовестно делает своё дело, независимо – уважаемая у него работа или не очень, много ему платят или нет.
Именно добросовестное отношение к выполняемой работе и формирует, по моему твёрдому убеждению, сильную и уверенную в завтрашнем дне НАЦИЮ.
Руководитель Железногорского городского отделения ВПП "РОДИНА" Семён Ташев