На сегодняшний день наиболее важной представляется позиция Ирана по отношению к Исламскому Государству (ИГ). Иран серьезно обеспокоен разрывом шиитской оси Иран – шиитская власть в Ираке – алавитский режим в Сирии – "Хезболла" в Ливане. Разрыв данной оси стал возможен в результате гражданской войны в Сирии, где активную роль против алавитского режима Башара Асада играют суннитские вооружённые формирования, в том числе такие как Сирийская Свободная Армия и аффилированные с ней структуры ("Братья-мусульмане") и джихадистские (салафитские) вооруженные движения, такие как Джабхат ан-Нусра и Исламское Государство.
Особую тревогу вызывают, конечно, действия Исламского Государства. По сути, на данный момент ИГ, контролируя значительную часть Ирака и Сирии, нанесла огромный ущерб иранским (шиитским) интересам, разорвав данную ось. Иран активно вмешивается на стороне багдадского (шиитского руководства) Ирака в войне против Исламского Государства. На сегодняшний день на стороне иракских сил безопасности воюют спецподразделения "Кодс" из состава Корпуса стражей исламской революции (КСИР), в том числе авиационная группировка, состоящая из нескольких самолетов СУ-24, СУ-25, о чем, в частности, свидетельствует сбитый под Мосулом штурмовик СУ-25, пилотируемый иранским полковником.
Однако, главная роль отводится подразделениям "Кодс" и лично её командующему Касему Сулеймани, который лично руководит рядом военных операций.
Отдельная роль отводится воздействию на правительство Иракского Курдистана, в частности, Касем Сулеймани лично руководил подразделениями "Кодс" в ходе военной операции по отражению наступления Исламского Государства на столицу Иракского Курдистана город Эрбиль. Руководство Иракского Курдистана ощущает на себе сильное давление со стороны Ирана по двум вопросам: недопущение объявления независимости Иракского Курдистана и противодействие усилению позиций США и их союзников в Иракском Курдистане.
В связи с этим иранцы рассматривают вопрос увеличения поставок вооружения для Иракского Курдистана, в том числе, советского производства, с тем, чтобы ослабить зависимость Иракского Курдистана от США и их союзников, в том числе, Израиля. В связи с этим следует ожидать активизации иранцев по закупке подобного вооружения на постсоветском пространстве. Иран также обеспокоен тем, что Соединенные Штаты размещают на территории Иракского Курдистана свои авиабазы (две авиабазы под самолеты F-16 и F-18, одна база под ударные вертолеты "Апач" (Apache)). Особую тревогу вызывает то, что эти базы будут расположены недалеко от Иранского Курдистана. Кроме того, Центральное Разведывательное Управление США а также Разведуправление Министерства Обороны США разворачивают агентурную сеть как в Иракском Курдистане, так и для последующего воздействия на Иранский Курдистан.
При этом США и их союзник Великобритания, используя различные каналы связи с Иранским руководством, пытаются убедить Иран в активизации своих усилий против Исламского Государства, взамен обещая снятие ряда санкций с Ирана и, в первую очередь, наиболее серьёзной санкции по закупки нефти и газа в Иране.
Просматривается вопрос, что иранский газ может стать альтернативой российскому газу для Европы. Необходимо учитывать, что несмотря на ряд заявлений лидера Ирана Хамени о том, что Иран никогда не пойдёт на подобную сделку, реальная ситуация несколько иная. Подобные высказывания рассчитаны на население Ирана. На самом деле Хамени во многих вопросах поддерживает президента Ирана Рухани, который является сторонником сближения Запада с Ираном, чтобы добиться снятия ряда санкций и особенно в нефтегазовом секторе. На этом фоне в Иране разворачивается борьба за место преемника главы государства Хамени, который недавно перенес серьезную операцию. Рассматривается целый ряд имен, которые могут заменить его: от бывшего президента Ирана Рафсанджани (умеренный, в целом прозападный политик) и до ряда других фигур, близких к бывшему президенту Ирана Ахмадинежаду. В этом контексте интересно то, что в ближайшее время в руководстве Ирана может занять весьма высокий пост нынешний командующий "Кодс" ("Иерусалим", арабский вариант – "Аль-Кудс") Касем Сулеймани.
Таким образом, на сегодняшний день основными проблемами Ирана являются: геополитическая проблема, связанная с действиями ИГ; шаткое положение союзника Ирана Башара Асада в Сирии; сложная позиция "Хезболлы" в Ливане; экономические проблемы, связанные, в первую очередь, с санкциями Запада против Ирана.
Отдельно следует рассмотреть проблему с национальными и религиозными меньшинствами в Иране, особенно на активизацию сепаратистов из белуджской суннитской организации "Джундалла". Несмотря на арест и казнь руководителей "Джундалла" братьев Риги, в последнее время эта организация, поддерживаемая США и рядом стран Персидского залива, резко активизировала свои действия, опираясь на базы на территории Пакистана и Афганистана, что вынуждает Иран отвлечь значительную часть средств для борьбы с этой организацией. При этом не исключается возможность активизации национальных и религиозных меньшинств, в том числе, провоцируемая извне, что является особо опасной тенденцией для Иранского государства.
Семён Багдасаров, депутат Госдумы V созыва, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии