Политолог Михаил Ремизов для Life - о том, что политика РФ относительно крымско-татарского вопроса должна быть более активно представлена в мировой среде:
Наша дипломатия, безусловно, должна реагировать на попытки эксплуатации российских проблем, как случилось в ситуации с Euronews. Ведь речь идёт о грубом фактологическом передергивании. Однако одновременно с этим наша дипломатия должна прикладывать больше усилий, чтобы представлять международной общественности многомерную картину проблем. В частности, основы российской политики в крымско-татарском вопросе на международном уровне должны быть представлены более активно.
Ведь то, что произошло с телеканалом Euronews, с победой на Евровидении певицы с песней о крымских татарах — часть длительной кампании по привлечению внимания к проблеме на международном уровне. Началась кампания не сегодня и не завтра закончится.
Это долгосрочный фактор, с которым России приходится считаться. При том что есть успехи во взаимодействии с крымско-татарским сообществом на территории Крыма, на международном уровне в имиджевом плане ситуация остаётся для России неблагоприятной.
О каких успехах идёт речь? Не было серьёзных инцидентов диверсионно-террористического плана. Конфликтный фон существует, но остаётся умеренным, без всплесков радикализма со стороны крымско-татарского сообщества.
Удалось подступиться к застарелым болезненным темам, таким как земельный вопрос. При украинской юрисдикции конфликты, связанные с самозахватом земли, были хронической проблемой, к которой никто не подступался. Россия же за два года смогла достигнуть прогресса. Были выбраны правильные инструменты — исключены недобросовестные посредники, что позволило начать прямой диалог с семьями, участниками самозахватов.
Были сделаны важные шаги в сфере политики идентичности. Например, введена двойная топонимика, обеспечена гарантия образования на двух языках, но не как обязанности, а как права.
Однако не удалось наладить контакт с меджлисом* или перезагрузить его. Изначально планировалось установить взаимодействие с этой организацией, но её руководство оказалось непримиримым.
Сейчас актуальна другая стратегия — развитие крымско-татарских общественных организаций и формирование из них коалиции. Проблема в том, что утеря позиций Меджлиса в Крыму происходит быстрее, чем формирование альтернативной системы представительства интересов этой этнической группы. И это то, над чем нужно работать.
Многие на Западе не понимают, какая сильная оппозиция существует и в общем существовала с давних пор Меджлису в крымско-татарской среде. Международная общественность должна об этом знать.
*Деятельность организации запрещена в России решением Верховного суда.